Соблюдение обязательных требованиях законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Типовыми нарушениями, выявляемыми в ходе проверок объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, являются:

— не создание координационных органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— не создание постоянно действующих органов управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— не создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Руководство по соблюдению обязательных требований

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и Постановлением Правительства Алтайского края от 17.05.2017 № 167 «Об утверждении Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», определено, что Алтайская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из муниципальных звеньев и действует на краевом, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом из уровней создаются следующие органы управления указанной подсистемы:

— координационный орган управления на объектовом уровне —  комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

— постоянно действующий орган управления на объектовом уровне — структурные подразделения (должностные лица) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— орган повседневного управления на объектовом уровне — подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 2 статьи 4.1 № 68-ФЗ, пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что координационными органами единой системы на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются руководителем организации.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций возглавляются руководителями организаций или их заместителями.

Пунктом 3 статьи 4.1. № 68-ФЗ, пунктом 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определено, что постоянно действующим органом управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения (должностные лица) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или должностными инструкциями.

В соответствии с № 68-ФЗ, объектовые резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций.

Подготовка должностных лиц организаций по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с пунктом в) статьи 14 № 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, — инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;

для руководителей организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий — проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

         для категории значительного риска — один раз в три года;

         для категории среднего риска — не чаще одного раза в четыре года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В качестве меры стимулирования добросовестности исполнения поднадзорными объектами обязательных требований, при отсутствии нарушений в области защиты от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения последней плановой проверки, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенная к категориям значительного и среднего риска, подлежит отнесению соответственно к категориям среднего и низкого риска, следовательно, плановые проверки в отношении данных объектов будут проводиться реже.

Для информирования поднадзорных объектов, на официальном сайте инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (giak.alregn.ru) размещены:

— нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— нормативные акты инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края по направлению деятельности регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— административный регламент исполнения инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Алтайского края;

— телефоны «горячей линии» и контактные данные специалистов для проведения развернутых устных консультаций по вопросам, отнесенным к компетенции регионального государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— информация для органов местного самоуправления, организаций и населения Алтайского края;

— необходимые справочные и методические материалы для планирования, организации и проведения мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, материалы разъяснительного характера.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: