Госстройнадзор

Итоги работы государственного строительного надзора за 2016 год и задачи на 2017 год.

Первого января 2017 года исполнилось 10 лет региональному государственному надзору в Алтайском крае. Оглянувшись назад, хотелось бы отметить некоторые итоги.
Подтверждено соответствие построенных, реконструированных объектов в количестве 1641, в том числе:
многоквартирных жилых домов 490, общей площадью 4 млн. 187 тыс. квадратных метров для 68216 квартир;
школ 26, детских садов 27, медицинских учреждений 48, спортивных комплексов и сооружений 19, объектов культуры 7;
объектов газового хозяйства 103, протяжённостью 740,7 км.;
объектов дорожного хозяйства протяжённостью 370,8 км и расположенных на них 45 мостовых сооружения;
объектов водоснабжения 98 протяжённостью123 км.
При штатной численности инспекторского состава в количестве 10 государственных гражданских служащих осуществлено 10 560 проверок по результатам которых назначено 1477 административных наказания в виде административного штрафа на сумму 63 млн. 626 тыс. рублей.
В 2007 году под надзором Госинспекции числилось 418 объекта, но уже с 2010 года количество объектов стабильно превышает 1100.
На 01 января 2017 в реестре службы регионального государственного строительного надзора содержатся сведения о 1135 объектах капитального строительства, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление надзора. В прошлом году на территории Алтайского края в стадии строительства было 205 многоквартирных жилых дома (из них не завершены строительством (переходящие) 132, общей площадью незавершенного строительства свыше 1,125 млн. кв. м., приостановлены строительством 11, общей площадью свыше 100 тыс. кв. м).
За 2016 год в инспекцию поступило 160 извещений о начале строительства, реконструкции новых объектов, в том числе 34 многоквартирных жилых домов.
По итогам года выдано 202 заключения о соответствии завершенных строительством, реконструкцией объектов, в том числе 62 по объектам жилищного назначения общей площадью более 690 тыс. кв. м. Принято 2 решения об отказе в выдаче таких заключений.
1. Многоквартирный жилой дом (г. Барнаул, Павловский тракт, 287) застройщик АО «Барнаулкапстрой» — после устранения застройщиком причин послуживших основанием для принятия такого решения, повторно обратился в Госинспекцию и получил заключение о соответствии.
2. Распределительный газопровод низкого давления (Первомайский район, с. Санниково) частный застройщик – в связи с внесением изменений в Закон Алтайского края от 29.12.2009 № 120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» данный объект стал не поднадзорным. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию впоследствии было выдано без заключения о соответствии.
В рамках реализации Губернаторской Программы «80х80» в 2016 году инспекцией выданы заключения о соответствии на 6 объектов. Это: детские сады в г. Славгород, селах Угловское и Поспелиха, образовательная школа в
г. Барнауле и спортивные комплексы в г. Алейске и с. Троицкое.
По объектам краевой адресной инвестиционной программы выданы заключения на 7 объектов, в том числе – две блок-секции многоквартирного жилого дома в г. Барнауле для работников медицинского кластера, общеобразовательная школа в Бурлинском районе, инженерная инфраструктура с. Шипуново, перинатальный центр «ДАР» в г. Барнауле.
На завершенные строительством объекты по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» подтверждено соответствие 10 многоквартирных жилых домов (в г. Бийске) на 1 000 квартир, общей площадью более 80 тыс. кв. м.
В рамках федеральной государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» завершено строительство и выдано заключение о соответствии на первый этап объекта «Инженерная защита от наводнений микрорайона Зеленый Клин» в г. Бийске.
При осуществлении регионального госстройнадзора в 2016 году проведена 741 проверка (в 2015 году 873).
По результатам проведенных проверок и расследований возбуждено 70 дел об административных правонарушениях, выдано 284 предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнение которых проверялось впоследствии. По административным делам, возбужденным и рассмотренным инспекцией в 2016 году назначено штрафов на сумму более 1 млн. 694 тыс. рублей, вынесено 34 предупреждения.
Кстати хотелось бы заострить Ваше внимание, вынесение решения о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения означает, что в течение календарного года с момента вступления наказания в законную силу на нарушителя будет действовать состав отягчающих обстоятельств и в случае возбуждения нового административного дела даже на другом объекте будет означать что наказание будет назначено максимальным.
Средняя нагрузка на одного инспектора госстройнадзора по проверкам за год составила в отчетном периоде 74,1 проверок, количество объектов более 100 на одного инспектора.
Одним из направлений деятельности инспекции, осуществляемым во взаимодействии с органами местного самоуправления, прокуратуры является работа по предотвращению фактов самовольного строительства. Уже сейчас можно отметить положительную динамику: так если в 2007 г. по данному виду правонарушений доля рассмотренных инспекцией дел составила 57% от общего количества, в 2016 году новых фактов строительства многоквартирных жилых домов под видом индивидуального строительства практически не установлено. Работа уполномоченных органов местного самоуправления и созданных комиссий по пресечению самовольного строительства направлена на определение судьбы ранее созданных объектов.
Динамика градостроительного законодательства, как локомотив, тянет за собой огромный состав нормативных правовых правил, постоянно меняющих условия жизни строительной отрасли, например, вспомним:
— лицензирование заменили саморегулированием;
— при капитальном ремонте отменили разрешение на строительство и соответственно процедуру экспертизы проекта и осуществление надзора;
-газопроводы среднего и низкого давления перевели на региональный уровень надзора, а впоследствии региональным законодательством (2016 год) вывели из объектов, требующих разрешение на строительство;
— установлены требования к энергоэффективности зданий и сооружений;
-для защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принят 294-ФЗ и применен к госстройнадзору.
Как апрельская шутка в 2012 году введён институт негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
При этом правом обжалования заключения обладают застройщики или технические заказчики, оплатившие это заключение и, как показывает практика (почти пяти лет), которые являются совершенно не заинтересованным в этом лицами. Вопросы некачественной экспертизы решаются мгновенно в течение суток путём внесения правок в существующее заключение либо «проведением» повторной экспертизы.
В рамках содействия застройщикам по сдаче объектов инспекцией внедрялся метод «предитоговых» проверок, который вскрыл негативную закономерность. Застройщики в процессе строительства допускают многочисленные изменения проектных решений либо на заключительном этапе отказываются от исполнения отдельных проектных решений, что естественно отражается в актах проверок. Затем все замечания по нашим актам вносятся в «повторную» негосударственную экспертизу по методу исключить-добавить и в этом заключается принцип приведения объекта в соответствие.
Немаловажным фактором, сыгравшим злую шутку, стало отсутствие привязки экспертных организаций к застраиваемой территории. Реальный случай был в 2012 году, когда мы попытались обсудить с экспертной организацией отдельные конструктивные решения, но по указанным в экспертизе контактным телефонам нам ответили, что организация по этому адресу уже не существует.
Когда в 2012 году федеральным законодательством в Градостроительном кодексе была открыта дорога негосударственной экспертизе нам оставалось только ожидать где и когда произойдёт осечка.
К сожалению, таким подарком к десятилетию госстройнадзора на территории края стала авария на торговом центре «Галактика» в городе Барнауле. 26 декабря 2016 года произошло частичное обрушение конструкций кровли под воздействием снеговой нагрузки. В работе технической комиссии приняли участие специалисты КАУ «Государственной экспертизы Алтайского края» и АКГУП Проектного института «Алтайкоммунпроект». Специалистами данных организаций был проверен сбор нагрузок и расчёт основных конструктивных решений, а также проведено обследование конструкций стропильной системы. По результатам работы сделан вывод о нарушениях, допущенных при проектировании и, соответственно, при подготовке положительного заключения негосударственной экспертизы. В настоящее время по проектной организации, осуществившей проектирование объекта ведётся работа с СРО, по экспертной организации направлено обращение в Росаккредитацию (буквально вчера пришло сообщение, что наше обращение перенаправлено в Минстрой России).
Сделав соответствующие выводы, Госинспекция в рамках полученных поручений ведёт работу с застройщиками края, направленную на рекомендацию проведения государственной экспертизы конструктивной безопасности строящихся объектов. Соответствующе рекомендации направлены Правительством края органам местного самоуправления уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, а также застройщикам.
Кроме этого, совместно с Минстройтрансом края в настоящее время готовится законодательная инициатива по внесению в Градостроительный кодекс Российской Федерации требований по обязательной государственной экспертизе для социально значимой категории объектов с массовым пребыванием людей, а также расширением категории лиц, обладающих правом обжалования экспертных заключений.
Считаю одной из важных новелл Градостроительного кодекса – федеральный закон от 03.07.2016 г. №368-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2016 года.
Поставлена точка нашим многолетним дебатам на тему «требуется-не требуется» повторная экспертиза. Согласно части 3.5 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ «подтверждением того, что изменения, внесённые в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности ОКС, является заключение организации проводившей экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.»
Надеемся, что это глобально решит очень многие вопросы на этапе проектирования и утверждения документации к производству работ. Так зачастую, застройщики берут ещё «горячую» проектную документацию, сдают её в экспертизу, получив заключение не глядя, утверждают проект в производство работ. А все нестыковки и ошибки в проекте застройщики устраняют методом согласований. У нас вообще отсутствует информация о фактах реального осуществления входного контроля проектной документации, кем-либо из застройщиков, или подрядных организаций.
Вопрос качества проектной документации обсуждался на заседании Совета Администрации Алтайского края, состоявшегося 25.11.2016 г., по итогам которого Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным дано поручение об усилении контроля качества проектной документации по краевым объектам.
Считаем важным отметить, что форма и требования к исполнительной документации с декабря 2006 года остаются неизменными, при этом именно оформление исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных проектных решений и примененных материалов остаётся «слабым звеном». Ежегодно на отчётных совещаниях и ежедневно в процессе надзора мы доводим до сведения застройщиков выявляемые системные нарушения, но «воз и ныне там». Нарушаются хронологические события (монтируют системы внутреннего отопления на стадии земляных работ), применяются материалы доставленные на объект за тридевять земель (по объектам дорожного хозяйства), в актах на скрытые работы указываются представители проектных организаций, осуществляющих авторский надзор при этом отсутствуют их подписи, акты подписываются ответственными лицами, которые закреплены приказами за сроком оформления документа, к сожалению, встречаются факты подделки подписей.
Эти и многие другие нарушения при оформлении исполнительной документации приводят к задержке сроков в принятии решения о выдаче заключения о соответствии. Многократно обращаем ваше внимание, что исполнительную документацию необходимо предъявлять поэтапно с извещением о завершении этапа работ и тогда на стадии подготовки заключения о соответствии не будут возникать вопросы о гидроизоляции фундаментов и качестве материалов «нулевого цикла».
Говоря о задачах будущих периодов, необходимо отметить важность качественной реализации программы «80х80», краевой адресной инвестиционной программы, адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». У нас вопросы к организации данной работы на местном уровне остаются прежними: несвоевременное извещение о начале строительства (реконструкции) программных объектов и оформление исполнительной документации, как следствие затягивание сроков сдачи объектов.
Отмечается рост социальной активности граждан в сфере приемки жилищного строительства, что в целом является хорошей тенденцией, результатом общей работы по мотивации их к принятию на себя ответственности, ухода от потребительского отношения, ожидания, что любые погрешности их выбора будут впоследствии компенсированы государством в формах поддержки пострадавших.
От нас в таких условиях так же требуется повышение уровня ответственности и внимания к этим вопросам, особенно в отношении объектов, предназначенных для переселения.
В этой связи, обращаем ваше внимание на то, что в связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ с 01.01.2016 в случае строительства реконструкции многоквартирных домов с количеством этажей менее 3 (и домов блокированной застройки), если такое строительство или реконструкция осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ и разрешение на их строительство выдано после 01 января 2016 требуется проведение государственной экспертизы проектной документации и предусмотрен Госстройнадзор. Уполномоченным органам необходимо учесть эти новшества при планировании инвестиционных программ и заключении контрактов.
Еще одной задачей, которую нам предстоит решить в текущем году, является вовлечение саморегулируемых организаций в процессы контроля за деятельностью строительных организаций.
Сегодня деятельность СРО по оценкам многих экспертов не отвечает задачам саморегулирования, закрепленным в Градкодексе РФ.
За все время саморегулирования в строительстве (с 2008 года), несмотря на возможность участия в наших проверках, практически ни одна СРО не обеспечила присутствия своего представителя. Роль СРО свелась к выдаче допусков к выполнению работ любому обратившемуся, выбросу критических оценок и личных мнений отдельных функционеров, без какой-либо юридической проработки.
Негативными последствиями этого являются:
недобросовестная конкуренция за счет снижения издержек лиц, неправомерно получивших право на осуществление деятельности (без наличия штата квалифицированных сотрудников, необходимой техники и т.п.) — наличие на нашем строительном рынке фирм-однодневок, сознательно идущих вразрез действующему законодательству, демпингующих в ущерб качеству работ.
неэффективность, закрытость и непрозрачность контроля СРО за деятельностью своих членов, даже в случаях, когда инспекция напрямую представляет доказательств и сообщает о таких нарушениях.
За все время работы, в инспекцию практически не поступило ни одного документа, свидетельствующего о применении мер ответственности к членам таких организаций по фактам допущенных нарушений.
Полагаем, что комплексная реформа существующего механизма функционирования саморегулируемых организаций, предусмотренная положениями Федерального Закона от 03.07.2016 №372 положительно отразится на будущем строительной отрасли.
Данный закон существенно меняет систему саморегулирования, устанавливая региональный принцип саморегулирования в строительстве. То есть строительная организация должна быть членом СРО, зарегистрированной в том же регионе РФ, что и сама организация.
Основная часть нововведений вступит в силу с 1 июля 2017 г. С этой даты прекратится действие всех ранее выданных свидетельства о допуске — будет единый реестр (nostroy.ru).
Так же вводится новая публично-правовая функция: ведение национального реестра специалистов в области строительства.
Призываем Вас к конструктивному диалогу, совместной работе на общие цели. Напомню слова Губернатора: Реальная работа не должна подменяться «досужими рассуждениями о кризисе и трудностях. Каждый из нас на своем рабочем месте должен стать не частью проблемы, а частью ее решения».
Учитывая сказанное, считаем необходимым определить на 2017 год следующие задачи:
1. Госинспекции:
— на особый контроль взять соблюдение графиков производства работ по объектам с бюджетным финансированием, а также соблюдение сроков ввода в эксплуатацию жилых домов, строительство которых ведётся с привлечением средств участников долевого строительства (программы проверок, ответственность застройщиков по извещениям о завершении этапов работ либо);
— инициировать на постоянной основе обращения в саморегулируемые организации по вопросам применения мер дисциплинарного воздействия в отношении их членов, допускающих систематические нарушения;
— контролировать своевременность подготовки исполнительной документации;
Обеспечить постоянный контроль:
— соблюдения лицами, осуществляющими строительство, требований нормативных документов по вопросам обеспечения соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также соблюдение требований по вопросам обеспечения безопасности труда и организации строительной площадки (учитывая сложный прогноз по паводку — уборка снега и чистота стройплощадок будут на особом контроле).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при реализации полномочий в области строительной политики на территории муниципальных образований:
2.1. продолжить проведение мероприятий, препятствующих строительству объектов с нарушением требований градостроительного законодательства и не отвечающих требованиям надежности и безопасности, в том числе рекомендовать застройщикам проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию многоквартирных домов, социальных объектов с массовым пребыванием людей;
2.2. обеспечить неукоснительное соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности государственной экспертизы проектной документации на строительство, финансируемое из бюджетных средств;
3. Рекомендовать застройщикам, техническим заказчикам:
3.1. обеспечить внедрение и развитие многоуровневой системы контроля качества на всех стадиях: проектирование (включая изыскания), строительство, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, обеспечить соблюдение требований техники безопасности на строительных площадках;
3.2. осуществлять проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию многоквартирных домов и иных объектов с массовым пребыванием людей.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: