Госстройнадзор

Итоги работы государственного строительного надзора за 2015 год и задачи на 2016 год.

На 1 января 2015 года в реестре службы регионального государственного строительного надзора инспекции содержались сведения о 1195 объектах капитального строительства, при возведении которых предусмотрено осуществление надзора. В том числе 159 строящихся многоквартирных жилых дома, общей площадью незавершенного строительства свыше 1 443 000 кв. м.

За 2015 год в инспекцию поступило 290 извещений о начале строительства, реконструкции новых объектов, в том числе 70 – многоквартирных жилых домов.

Выдано 265 заключений о соответствии построенных объектов, в том числе 77 — по объектам жилищного назначения общей площадью 718 038,2 кв.м, принято 9 решений об отказе в выдаче таких заключений.

В рамках реализации краевой программы «80х80» выданы заключения о соответствии на 6 объекта (из 15 поднадзорных), в том числе 2 детских сада в г.Барнауле, г.Новоалтайске и средняя общеобразовательная школа на 140 учащихся в с.Солоновка Новичихинского района.

По краевой адресной инвестиционной программе выданы 3 заключения – это реконструированная система водоснабжения в Немецком национальном районе, новый спальный корпус лицея — интерната «Алтайский краевой педагогический лицей» в г.Барнауле и две блок-секции многоквартирного жилого дома в г.Барнауле для работников медицинского кластера.

На завершенные строительством объекты по краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» выдано 10 заключений (4 объекта в г.Барнауле, 6 – в г.Бийске, общей площадью 53 291,6 м2на 929 квартир).

При осуществлении регионального госстройнадзора в 2015 году проведено 896 проверок (в 2014 году – 877). Проведено 4 проверки по согласованию с прокуратурой края в рамках рассмотрения обращений граждан.

По результатам проведенных проверок и расследований возбуждено 61 дело об административном правонарушении, выдано 317 предписаний об устранении выявленных нарушений. По административным делам назначено штрафов на сумму более 2,5 млн. рублей, вынесено 18 предупреждений, приостановлена деятельность 1 лица, осуществляющего строительство (ООО «Юность»). Отмечу, что взыскиваемость штрафов — более 85 %.

Средняя нагрузка на одного инспектора госстройнадзора по проверкам за год составила в отчетном периоде 67,15 (в 2014 году – 67,46) проверок, количество объектов — более 100.

Одним из направлений деятельности инспекции, осуществляемым во взаимодействии с органами местного самоуправления, прокуратуры является работа по предотвращению фактов самовольного строительства. Уже сейчас можно отметить положительную динамику: так в 2007 г. по данному виду правонарушений доля рассмотренных инспекцией дел составила 57% от общего количества, в 2015 году этот показатель составил 17 %.

В 2013, 2014 году на ежегодных встречах с органами местного самоуправления края Первым заместителем Губернатора края С.А. Локтевым были обозначены задачи по решению проблемы самостроев, в особенности многоквартирных домов под видом ИЖС.

В 2015 году внесены изменения в ст. 222 Гражданского кодекса РФ. уполномочивающие органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) на принятие решений о сносе самовольной постройки. Государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства, осуществляется Главстроем края.

Таким образом, была создана серьезная законодательная и организационная база для решения названных проблем.

В результате, сегодня можно констатировать, что новых подобных объектов практически не выявляется. Работа уполномоченных органов местного самоуправления и созданных комиссий по пресечению самовольного строительства направлена на определение судьбы уже созданных объектов.

Говоря о задачах будущих периодов, необходимо отметить важность качественной реализации программы «80х80», краевой адресной инвестиционной программы, адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». У нас вопросы к организации данной работы на местном уровне остаются прежними: несвоевременное извещение о начале строительства (реконструкции) программных объектов и оформление исполнительной документации, как следствие затягивание сроков сдачи объектов.

Нами отмечается рост социальной активности граждан в сфере приемки жилищного строительства, что в целом является хорошей тенденцией, результатом общей работы по мотивации их к принятию на себя ответственности, ухода от потребительского отношения, ожидания, что любые погрешности их выбора будут впоследствии компенсированы государством в формах поддержки пострадавших.

От нас в таких условиях так же требуется повышение уровня ответственности и внимания к этим вопросам, особенно в отношении объектов, предназначенных для переселения.

В этой связи обращаю Ваше внимание на том, что в связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ с 01.01.2016 в случае строительства реконструкции многоквартирных домов с количеством этажей менее 3 (и домов блокированной застройки), если такое строительство или реконструкция осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ и разрешение на их строительство выдано после 01 января 2016 требуется проведение государственной экспертизы проектной документации и предусмотрен госстройнадзор. Уполномоченным органам необходимо учесть эти новшества при планировании инвестиционных программ и заключении контрактов.

Еще одной задачей, которую предстоит нам решить в текущем году, является вовлечение саморегулируемых организаций в процессы контроля за деятельностью строительных организаций.

Сегодня деятельность СРО по оценкам многих экспертов не отвечает задачам саморегулирования, закрепленным в Градостроительном кодексе РФ, а именно:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

За все время саморегулирования в строительстве (с 2008 года) несмотря на возможность участия в наших проверках практически ни одна СРО не обеспечила присутствия своего представителя. Роль СРО свелась к выдаче допусков к выполнению работ любому обратившемуся, вбросу критических оценок и личных мнений отдельных функционеров, без какой-либо юридической проработки.

При этом саморегулируемая организация сама вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В инспекцию не поступило ни одного документа, свидетельствующего о применении мер ответственности к членам таких организаций по фактам допущенных нарушений. Это привело к наличию на нашем строительной рынке фирм-однодневок, сознательно идущих вразрез действующему законодательству, демпингующих в ущерб качеству работ.

Особенно остро проблема контроля со стороны СРО стоит при выполнении работ на объектах, неподнадзорных инспекции: при капитальном ремонте многоквартирных домов, строительстве объектов, по параметрам не подпадающим под действие госстройнадзора.

Напомню слова Губернатора из доклада по итогам 2015 года: Реальная работа не должна подменяться «досужими рассуждениями о кризисе и трудностях. Каждый из нас на своем рабочем месте должен стать не частью проблемы, а частью ее решения».

Призываем Вас к конструктивному диалогу, совместной работе на общие цели.

Учитывая сказанное, необходимо поставить на 2016 год следующие задачи:

1) обеспечить постоянный контроль качества работ, выполняемых при строительстве реконструкции объектов капитального строительства, особое внимание уделить многоквартирным домам, программным объектам;

2) отработать на практике систему взаимодействия с СРО, коллективной ответственности за качество работ участников строительства.

3) органам местного самоуправления и бюджетным заказчикам обеспечить своевременное извещение Государственной инспекции края о начале строительства объектов, организовать работу по надлежащему оформлению проектной и исполнительной документации, а так же документации для ввода объектов в эксплуатацию.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: