Госстройнадзор

Здания — «невидимки» не получат заключения госстройнадзора

Государственная инспекция Алтайского края будет отказывать застройщикам в выдаче заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, если при строительстве (реконструкции) данных объектов региональный государственный строительный надзор не осуществлялся по вине застройщиков.

Государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, на который в соответствии с Положением об инспекции (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 24.01.2011 №24) возложены полномочия по осуществлению регионального государственного строительного надзора.
В силу части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пункта 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54) (далее — Положение) предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.
В части 5 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если в соответствии с нормами градостроительного законодательства при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются перечисленные в данной норме документы.
В соответствии с пунктом 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее – заключение о соответствии).
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16 Положения).
Однако в том случае, если застройщик (заказчик) в нарушение вышеуказанных норм права своевременно не направил в орган государственного строительного надзора извещение о начале работ с приложением всех необходимых документов, и государственный строительный надзор при строительстве (реконструкции) объекта не осуществлялся, орган государственного строительного надзора не может подтвердить соблюдение при строительстве (реконструкции) объекта требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Следовательно, по смыслу положений статьи 54 ГрК РФ и пунктов 8, 18 Положения у органа государственного строительного надзора отсутствуют основания для принятия решения о выдаче заключения о соответствии, предусмотренного пунктом 16 Положения и являющегося итогом процедуры по осуществлению государственного строительного надзора.
Данная позиция инспекции подкрепляется сложившейся судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2012 №Ф08-6694/12 по делу №А32-10655/2012; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 №07АП-1471/14; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 №15АП-3049/11).
Отсутствие у застройщика заключения о соответствии в силу требований, установленных ст.55 ГрК РФ, будет основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В этом случае единственной возможностью легализовать постройку в установленном законом порядке будет обращение застройщика в суд с иском о признании права собственности на построенный (реконструированный) объект недвижимого имущества в рамках статьи 222 Гражданского кодекса РФ, согласно которой узаконение постройки возможно только в том случае, если её сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом бремя доказывания данных обстоятельств лежит на застройщике, который должен представить суду достаточные доказательства соответствия построенного (реконструируемого) объекта градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности и т.д., что невозможно без проведения продолжительных по времени и дорогостоящих обследований и экспертиз. Но и в этом случае суды часто отказывают в узаконении построек. А до вынесения судебного решения о признании права собственности на подобные объекты их эксплуатация является незаконной и грозит привлечением к административной ответственности, вплоть до приостановления эксплуатации.
Поэтому застройщик сам решает, каким образом ему строить. При этом Государственная инспекция Алтайского края рекомендует не рисковать, нарушая нормы градостроительного законодательства и строить объекты по закону – это проще и гораздо дешевле.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: