Госстройнадзор

Обзор дел об административных правонарушениях о привлечении должностных лиц к ответственности за выдачу разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с нарушением установленного законом порядка в 2019 году

Деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, относится к предмету градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее — ГрК РФ).

Градостроительная деятельность напрямую затрагивает отношения в различных сферах жизни общества (политические, социально-экономические и другие); она характеризуется своим многообразием, непосредственным влиянием на окружающую среду и на качество жизни населения, а потому нормативное регулирование многоступенчатого градостроительного процесса имеет комплексный межотраслевой характер.

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере градостроительных правоотношений имеет принципиальное значение для решения вопросов территориального развития в интересах населения.

Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 58 ГрК РФ).

Наиболее распространенным видом юридической ответственности в градостроительной сфере является административная ответственность, установленная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также нормами законов субъектов Российской Федерации и направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере рассматриваемых правоотношений.

На охрану отношений, урегулированных исключительно градостроительным законодательством, направлены нормы, приведенные в трех статьях главы 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике».

Особое значение придается правонарушениям, совершенными должностными лицами при осуществлении властно-распорядительных функций событие которых образуют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 23.56 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственной строительный надзор. С учетом положений статьи 54 ГрК РФ, Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 199 инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – Инспекция), являясь органом исполнительной власти осуществляющим региональный государственный строительный надзор, уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 9.5 КоАП РФ.

Указанной нормой предусмотрена административная ответственность за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Процедура получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, перечень необходимых документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта, основания для отказа в выдаче такого разрешения, требования к содержанию указанного документа прямо предусмотрены статьей 55 ГрК РФ.

Пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ предусматривает в числе прочих документов, необходимых для представления в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 поименованного Кодекса.

Субъектом административной ответственности по части 4 статьи 9.5 КоАП РФ является только должностное лицо. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

За период 2018-2019 год Инспекцией рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях по части 4 статьи 9.5 КоАП РФ.

Наглядным примером привлечения по указанной норме является постановление Инспекции от 18.12.2018 № 222-ГСН о привлечении к административной ответственности должностного лица — исполнявшего обязанности главы администрации г. Бийска Алтайского края.

В соответствии с материалами дела об административных правонарушениях № 222-ГСН установлены следующие обстоятельства.

На основании разрешения на строительство от 13.06.2017 №22-RU223004000-44-2017, выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Бийска, застройщиком — МКУ «Управление капитального строительства Администрации г. Бийска» осуществляется строительство объекта капитального строительства: «Создание автотуристического кластера «Золотые ворота» г. Бийск, Алтайский край, Электроснабжение. Сети ВЛ-35кВ», расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск (далее – Объект).

Возводимый Объект, являясь линейным объектом протяженностью 1562,0 п.м, является объектом капитального строительства, проектная документация для строительства указанного Объекта подлежит обязательной экспертизе, а при его строительстве предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Строительство вышеуказанного Объекта осуществляется на основании проектной документации шифр 37-2011, разработанной ООО «Промгражданпроект», имеющей положительное заключение № 22-1-5-0238-11 от 25.10.2011. Извещение о начале строительства Объекта поступило в Инспекцию 02.02.2012. С указанного времени в отношении Объекта осуществлялся региональный государственный строительный надзор.

Извещение о завершении строительства Объекта в Инспекцию не поступало, заключение о соответствии Объекта Инспекцией не выдавалось.

Выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Бийска, относится к полномочиям администрации г. Бийска Алтайского края и, соответственно, главы администрации г. Бийска Алтайского края, как лица, осуществляющего руководство деятельностью администрации г. Бийска Алтайского края, обеспечивающего исполнение соответствующих полномочий и несущего ответственность за их осуществление.

Несмотря на данное обстоятельство, исполняющим обязанности главы администрации г. Бийска Алтайского края (в обязанности которого входила выдача разрешений на ввод в эксплуатацию) в нарушение требований статьи 55 ГрК РФ выдано разрешение от 19.12.2017 № 22-RU22304000-34-2017 на ввод Объекта в эксплуатацию в отсутствие заключения Инспекции.

Датой совершения правонарушения является дата выдачи разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию – 19.12.2017.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. По правилам статьи 4.1 КоАП РФ постановлением от 18.12.2018 № 222-ГСН лицу, привлекаемому к ответственности, назначено наказание с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, характера совершенного правонарушения.

Указанное постановление от 18.12.2018 было предметом рассмотрения судьями Бийского городского суда Алтайского края, Алтайского краевого суда по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности и оставлено без изменений. Письмом от 19.11.2019 жалоба, направленная в Верховный суд Российской Федерации, возвращена без рассмотрения.

Необходимо отметить, что заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов подтверждает, что при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований проектной документации либо такие нарушения были устранены (Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»).

Учитывая, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта, его выдача в нарушение установленного порядка, а именно: при отсутствии заключения о соответствии возведенного (реконструируемого) объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в отношении данного объекта действует презумпция общественной опасности – он считается потенциально опасным для жизни и здоровья граждан, пока не доказано обратное.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: