Госстройнадзор

Обобщение правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за первое полугодие 2021 года.

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 №199 инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее — Инспекция), является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Алтайского края; региональный государственный строительный надзор (далее – надзорный орган).

Основными задачами надзорного органа при осуществлении контрольно-надзорных полномочий являются предупреждение, выявление и пресечение допущенных нарушений обязательных требований, установленных законодательством.

В соответствии с положениями законодательства, регламентирующими осуществление указанных видов надзора Инспекция уполномочена на выдачу властно распорядительных документов, являющихся обязательными для исполнения субъектами, в отношении которых такие документы выдаются. Одним из таких документов является предписание надзорного органа об устранении нарушений требований законодательства в сфере долевого строительства и градостроительного.

Положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,  статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» закреплено право надзорного органа при выявлении нарушений в результате проведенной проверки, зафиксированных в акте проверки, выдавать лицу, допустившему нарушение, предписания об устранении таких нарушений.

Аналогичные правомочия надзорного органа закреплены в положениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основными принципами правомочности выданного надзорным органом предписания являются:

  1. выдано уполномоченным лицом;
  2. его содержание позволяет определить способ устранения выявленных нарушений;
  3. исполнимость предписания (срок, определяемый из характера нарушений, предписанных к устранению, достаточный для их устранения).

Факт неисполнения предписания надзорного органа образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения выступает как юридическое лицо, так и его должностные лица, на которых возложено выполнение требований законодательства.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по статьей 19.5 КоАП РФ лицо, уполномоченное рассматривать данную категорию дел, устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административного ответственности.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями главы 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, возбужденные должностными лицами Инспекции по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматривается судьями арбитражных судов.

При этом, положения КоАП РФ предоставляют должностному лицу Инспекции, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, право рассматриваться дела, возбужденные по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости).

За период первого полугодия 2021 года должностными лицами Инспекцией возбуждено и рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях по
части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, 3 дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

Во всех случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены событие и состав вменяемого нарушения.

Доводы лиц, привлекаемых к ответственности, о замене суммы штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении данной категории дел не были удовлетворены в силу прямого запрета, установленного частью 2 указанной статьи.

Другим доводом возражений лиц, привлекаемых к ответственности, является ссылка на статью 2.9 КоАП РФ, положения которой при отсутствии существенной угрозы совершения правонарушения позволяют прекратить производство по делу об административном правонарушении, ограничившись устным замечанием.

 В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ, пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью должностного лица или суда, рассматривающего дело об административном правонарушении.

При рассмотрении дел об административном правонарушении не установлено наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенных правонарушений малозначительными, поскольку обстоятельства совершения правонарушения не имеют свойства исключительности.

Неисполнение законного требования административного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства.

Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государства.

Указанные обстоятельства являются существенными при определении наличия угрозы, установление которой не позволяет применить статью 
2.9 КоАП РФ при рассмотрении обозначенной категории дел (дело А03-3779/2021, А03-6651/2021).

Закрепление на законодательном уровне полномочий надзорного органа по реализации административно-предупредительных мер, по результатам которых контролирующий орган вправе привлекать к административной ответственности за неисполнение выданного им предписания, является одним из способов осуществления защиты общественных отношений в курируемой сфере деятельности.

Возврат к списку сообщений

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: