Защита населения от ЧС

Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году

Постановлением Администрации Алтайского края 22.08.2016 г. № 287, Государственная инспекция Алтайского края наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Алтайского края.
Приказом Государственной инспекции Алтайского края от 24 октября 2016 г. № 168 утверждён Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального муниципального характера на территории Алтайского края.
Предметом регионального государственного надзора является проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Перечень объектов регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС, формируется в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края о функционировании Алтайской территориальной подсистемы РСЧС и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления о муниципальных звеньях вышеназванной территориальной подсистемы и включает:
— органы местного самоуправления;
— организации, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС и входящие в состав звеньев Алтайской территориальной подсистемы РСЧС, если они не подлежат федеральному государственному надзору;
— иные организации, на которых возможно возникновение ЧС, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, если они не подлежат федеральному государственному надзору.
Всего в перечень объектов регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входит 307 объектов надзора. Корректировка перечня объектов регионального надзора проводиться ежегодно.
Учитывая, что, в полном объеме, отдел осуществляет функцию по надзору с января текущего года, провести сравнительный анализ с показателями работы 2016 года, не представляется возможным.
На 2017 год в ежегодный план проведения плановых проверок было включено 11 объектов надзора. В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства надзорных мероприятий не планировалось и не проводилось.
За 11 месяцев 2017 года проведено 11 плановых и 2 внеплановые выездные проверки организаций, эксплуатирующих объекты жизнеобеспечения населения края и входящих в состав муниципальных звеньев Алтайской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Всего по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 13 нарушений, выдано 4 предписания по устранению нарушений обязательных требований.
Должностными лицами отдела составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, из них: 4 — по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», 1 — по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль)». Дела об административных правонарушениях направлены на рассмотрение в мировой суд.
За выявленные нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к административной ответственности в виде штрафа, привлечено 5 должностных лиц на общую сумму 41 тысяча рублей. Прекращенных мировыми судьями дел об административных правонарушениях нет.
Основными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
не разработан план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории объекта (ст. 14 п. «а», «д» Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);
не проведено обучение руководителей в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (п.2, 5 постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера),
не созданы на уровне организации органы управления (ст. 4.1 п.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6, постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
Чаще всего, причинами нарушения обязательных требований является нежелание представителей объектов надзора заниматься мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС, а также недостаточное практическое взаимодействие и оказание методической помощи руководителям организаций, со стороны должностных лиц администраций муниципальных образований, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Устранение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, достигается путем разработки, принятия и исполнения нормативно-правовых актов, практического применения планирующих документов, разработанных в соответствии с рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
За 11 месяцев текущего года в адрес Государственной инспекции Алтайского края представлений органов прокуратуры, обращений граждан на действия (бездействия), должностных лиц, при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов объектов надзора, их руководителей и иных должностных лиц, не подавались.
В целях совершенствования организации работы по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Государственной инспекцией Алтайского края утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в данной области и размещен в сети Интернет на официальном сайте.
Анализ правоприменительной практики деятельности отдела по осуществлению надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет сделать вывод об отсутствии избыточных обязательных требований, предъявляемых к поднадзорным объектам.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: