Госжилнадзор

Государственный жилищный надзор: о новом порядке начисления платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2017 году.

Вопрос:
Чем новый принцип расчета ОДН отличается от предыдущего?
Ответ:
С 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества (далее – ОИ) в многоквартирном доме, т.е. плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Если раньше это были коммунальные услуги (ОДН), то с 01.01.2017 – это жилищные услуги.
Размер расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ, определяется исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Если ранее расходы ОДН считались по общедомовым приборам учета (ОДПУ), то расходы ОИ начисляются по утвержденным нормативам, а расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (РСО) производится по ОДПУ.

Вопрос:
Начало действия нормативов и какую фиксированную сумму теперь будут платить жители нашего региона за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ?
Ответ:
Начало действия нормативов потребления КУ на ОИ устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, утвердившим такие нормативы, но не позднее 01.06.2017.
До установления новых нормативов действуют нормативы на ОДН, утвержденные до 01.11.2016. Для нашего региона это нормативы, утвержденные решением управления по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 № 118 (для водоснабжения) и от 14.11.2012 № 154 (для электроснабжения). Т.е., до утверждения новых нормативов начисление платы за коммунальные ресурсы на ОИ осуществляется исходя из показаний ОДПУ, но не выше установленных нормативов.

Вопрос:
Нужно ли решение общего собрания собственников помещений в МКД для включения платы за холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, потребляемых при содержании общедомового имущества (ОДН) с 01.01.2017 в текущее содержание жилья? И нужно ли решение общего собрания собственников помещений в МКД для включения указанных расходов в текущее содержание после утверждения новых нормативов?
Ответ:
Для первоначального включения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.
После утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ новых нормативов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения требуется принятие решения общего собрания собственников помещений в МКД. Если нет такого решения, то выставляется плата за содержание жилого помещения с учетом нормативов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ без изменения размера платы за содержание общего имущества.
Для ТСЖ и ЖСК расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ включаются в смету расходов на содержание общего имущества МКД, утверждаемую органом управления ТСЖ, ЖСК в период после 01.01.2017 и после первоначального включения в плату в случаях, когда ТСЖ или ЖСК управляет МКД без заключения договора управления с УК.
При управлении УК расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ включаются в расчет цены договора управления, в порядке, установленном договором управления.

Вопрос:
От каких факторов зависит сумма оплаты за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ и может ли фиксированный размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ измениться, если например он будет слишком большим или маленьким в большинстве случаев? На какой срок утверждаются нормативы (срок их действия)?
Ответ:
Сумма оплаты за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ будет складываться исходя из утвержденных нормативов и тарифов на КУ.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания ОИ определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общедомовому имуществу в МКД, на 1м2 площади жилых и нежилых помещений в каждом МКД.
Срок действия нормативов потребления КУ на ОИ не менее 3-х лет, в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат.

Вопрос:
Где посмотреть новую сумму? Для неё предусмотрена отдельная строка в квитанции?
Ответ:
В платежном документе отдельными строками будет указываться размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания ОИ (горячая вода на содержание ОИ; холодная вода на содержание ОИ; электроснабжение на содержание ОИ и, после утверждения новых нормативов появится строчка – отведение сточных вод на содержание ОИ).

Вопрос:
А кто будет платить, если собранных жильцами денег недостаточно, чтобы закрыть долг за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ перед РСО?
Ответ:
Оплата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ, будет осуществляться управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК по показаниям ОДПУ. Поскольку поставщики коммунальных услуг будут ориентироваться на показания приборов учета, показывающих, какие объёмы ресурсов поставляются объекту, оплата разницы будет производиться из кармана УК.

Вопрос:
А если денег соберут больше, чем требуется? Кто и где будет их хранить и на что тратить?
Ответ:
Как уже было сказано, оплата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ, будет осуществляться по показаниям ОДПУ. Оставшиеся средства аккумулируются на счете МКД и могут быть использованы для расчета за коммунальные ресурсы и на текущее содержание общего имущества МКД.

Вопрос:
Как изменение расчета оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества МКД должны повлиять на работу УК?
Ответ:
Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, собственники помещений и управляющие организации могут расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец помещения, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), сможет оценивать эффективность работы своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же станет возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в помещении: приборы учёта дадут точные данные, которые помогут понять, где потребление является чрезмерным. На основе полученных показаний удастся найти пути решения насущных вопросов, касающихся экономии коммунальных ресурсов и снижения размера оплаты по общим домовым нуждам за электричество, воду и пр. Т.е. должна проводиться совместная работа УК и собственников в вопросах снижения затрат на содержание ОИ.

Вопрос:
Предусмотрены ли какие-то льготы на оплату этих услуг? Если да, какие категории могут их получить: пенсионеры, ветераны?
Ответ:
В соответствии с внесенными изменениями в 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», льготы инвалидам по данным строкам выплачиваются в прежнем порядке. Начислением льгот занимается орган социальной защиты.

Вопрос:
Будет ли предъявляться плата за отопление в целях содержания ОИ с 01.01.2017?
Ответ:
Оплату за отопление потребители вносят без разделения на плату за КУ отопления в жилом или нежилом помещении и плату за её потребление в целях содержания общедомового имущества, в том числе и после 01.01.2017.

Вопрос:
Как будет начисляться плата за коммунальные услуги, в том числе за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания ОИ по квартирам, где никто не зарегистрирован?
Ответ:
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Вопрос:
Предусмотрены ли штрафные санкции для управляющей организации в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, в результате которого увеличен размер платы?
Ответ:
В случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Вопрос:
Как с 01.01.2017 будет осуществляться перерасчет за коммунальные услуги за период временного отсутствия жильца в квартире?
Ответ:
С 01.01.2017 перерасчет за временное отсутствие, подтвержденное документами, не будет производиться, если квартира не оборудована приборами учета коммунальных ресурсов (ИПУ) в случае наличия технической возможности их установки. Если нет технической возможности установки ИПУ и это подтверждено соответствующим актом, то перерасчет сделают.

Вопрос:
Если в квартире нет прибора учета, в ней зарегистрирован один человек, а проживает несколько, как в данном случае будет производиться начисление платы за коммунальные услуги?
Ответ:
Внесенными изменениями в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 управляющим организациям дано право, совместно с членами Совета многоквартирного дома, составлять акт о фактическом проживании. Такой акт должен быть передан в органы полиции, и он является основанием для начисления платы на проживающих граждан.

Вопрос:
А если в квартире никто не прописан и не проживает?
Ответ:
В таком случае управляющим организациям дано право производить начисление платы на всех собственников данного помещения.

Вопрос:
Управляющая организация должна периодически проверять состояние ИПУ и снимать контрольные показания. А если собственник не пустил контролера, какие меры может применить управляющая организация?
Ответ:
Управляющая организация (исполнитель услуги) имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
Если собственник помещения откажет контролеру в допуске в помещение для осуществления указанной проверки, то контролер составит акт о недопуске, и начисление платы за коммунальные услуги будет производиться в первые три месяца после составления акта по-среднему, а затем по нормативу с повышающим коэффициентом, который с 01.01.2017 равен 1,5.

Вопрос:
Какие меры могут быть приняты к собственникам помещений, допустившим несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам?
Ответ:
При обнаружении несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения на основании которого исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения — с даты проведения исполнителем предыдущей проверки. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: