Госжилнадзор

Часто задаваемые вопросы — Государственный жилищный надзор

Круглосуточно находясь дома из-за введения карантина, граждане неизбежно увеличивают расход ресурсов. Речь идет о тратах на электричество, горячую и холодную воду, то есть о тех коммунальных услугах, которые тарифицируются по приборам учета. Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?

По общему правилу, своевременная поверка счетчиков учета потребления коммунальных услуг по пункте 81 (12) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 – это обязанность потребителя.

В случае истечения срока поверки счетчиков учета потребления коммунальных услуг, он считается вышедшим из строя. Показания такого счетчика к учету не принимаются. С даты, следующей за датой назначенной поверки, начисление платы производится в ином порядке: в течение трех месяцев – из расчета средних показаний счетчика за предыдущие 6 месяцев, далее – по установленному тарифу с применением повышающего коэффициента 1,5.

В период общероссийских ограничений (самоизоляции) провести своевременную плановую поверку проблематично. В связи с этой ситуацией, принятым Постановлением № 424, положение пункта 81 (12) Правил № 354 приостановлено с 06 апреля до 01 января 2021 года.

Обращаем внимание потребителей на то, что при пропуске срока поверки счетчика, его показания будут приниматься к расчету для оплаты услуги. Но только в том случае, если не нарушена пломба, отсутствуют механические повреждения, корректно отображается результат измерений, не истек срок эксплуатации, установленный производителем. Потребители должны добросовестно исполнять свои жилищные обязанности, чтобы в последствии не иметь правовых проблем.

Лучше, при наличии технической возможности, оформить заявку на проведение поверки на сайте поставщика услуги. Заявки регистрируются и вносятся в график.

Потребителю нужно обязательно сохранять сведения о подаче заявки. Если же счетчик вышел из строя, оказалась поврежденной пломба, появились на нем внешние повреждения, необходимо немедленно известить об этом управляющую компанию и поставщика ресурса.  Решение данного вопроса будет предложено индивидуально, так как это зависит от сложности ситуации и возможностей поставщика в период ограничений.

Что делать, если срок поверки счетчика наступил до 06 апреля, но при этом гражданин не подавал заявку на поверку?

Оплата за услугу, скорее всего, будет начисляться по правилам, действующим до 06 апреля текущего года, поскольку отдельных разъяснений по этому вопросу в настоящее время от Минстроя не поступало.

Нужно понимать, что согласно пункт 81 (13) Правил № 354, поверка (замена, ремонт) прибора учета должны быть проведены в течение 30 дней со дня выхода прибора из строя. Напомню, что с даты установленной платной поверки счетчик считается неисправным. Если тридцатидневный срок, предоставленный на поверку, истекает после 06 апреля 2020 года, заявку необходимо оформить на сайте поставщика сейчас, это будет свидетельствовать о вашей добросовестности исполнения своих обязанностей. Поставщики должны будут регистрировать заявку, внесут ее в график и известят владельцев о предположительной дате выезда мастера. В случае неисполнения своих обязанностей, потребитель должен понимать, что в этот период плата будет начисляться, исходя из среднего показателя счетчика. Если у вас подходит срок поверки счетчиков, то подавайте заявку сейчас. Так вы избежите начисления повышенного коэффициента.

С 24 сентября 2020 года вступят в силу поправки, внесенные в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». С этой даты поверка будет считаться действительной только после внесения электронной записи в реестр Росстандарта. Это условие коснется только тех приборов учета, срок поверки которых наступает с этой даты. Если же гражданин пожелает получить бумажное свидетельство о поверки и/или отметку на самом счетчике и в паспорте прибора, ему придется обращаться с соответствующим заявлением об этом.

(Разъяснения предоставлены Светланой Рыбаковой, старшим преподавателем кафедры гражданского права и процесса, директор центра «Юридическая клиника» Алтайского филиала РАНХиГС).

Как определить, сколько стоит  уборка подъезда в многоквартирном доме?

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в многоквартирном доме жильцам на правах собственности принадлежат не только квартиры, но и общее имущество в доме. Под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме подразумеваются помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Согласно статье 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом.

ЖК РФ определено, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на его содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы. Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ для собственников жилья размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, конкретный перечень услуг и работ (в том числе уборка подъездов), условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования определяются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с действующим законодательством общее имущество многоквартирного дома распределяется и оплачивается соразмерно занимаемой общей площади квартиры в расчёте на 1 кв. м. Подъезды являются местами общего пользования и входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, оплата за уборку подъезда должна производиться по тарифу на 1 кв.м.

Работы по уборке подъездов входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Соответственно, данные работы должны быть включены в перечень работ при утверждении тарифа на содержание помещения. Если собственники на своем общем собрании утвердили тариф на содержание помещения без учета работ по уборке подъезда, то они могут принять решение на очередном собрании о включении в платежный документ строки «уборка подъездов» с определением стоимости работ, либо об увеличении тарифа на текущее содержание с учетом обозначенных работ. Без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме тариф на содержание помещения изменяться не может.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В ЖК РФ отсутствуют такие понятия как деление собственников многоквартирного дома на подъезды, этажи и прочее, а потому собрание собственников многоквартирного дома подъездом будет считаться нелегитимным. Тариф на содержание помещения, в том числе на уборку подъездов, должен быть одинаковым на 1 кв.м. для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), если житель прописан в квартире, но не проживает?

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) перешла из разряда жилищной в  коммунальную и выделена отдельной строкой в платежных документах с 1 января 2019 года. Плата за вывоз ТКО теперь начисляется в зависимости от количества проживающих в жилом помещении людей, а не от площади помещения, как это было раньше.

Согласно пункту 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно пункту 148(36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, если в собственности физического лица находится несколько жилых помещений, то в отношении помещений, в которых проживают физические лица, начисление платы за услугу осуществляется по количеству проживающих лиц, а в отношении помещений, в которых не проживают на постоянной либо временной основе лица, плата за услугу начисляется исходя из количества собственников.

В случае временного отсутствия гражданина по адресу его регистрации необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Разделом VIII Правил предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, подтвержденном в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.

В соответствии с пунктами 92, 93, 94 Правил для перерасчета размера платы потребитель должен представить региональному оператору по обращению с ТКО заявление о перерасчете и необходимые документы.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

Таким образом, для корректировки сведений о количестве лиц, фактически проживающих в жилых помещениях (жилые помещения в многоквартирных жилых домах, индивидуальные жилые дома), заявители представляют исполнителю услуги перечень вышеуказанных документов.

Как провести общее собрание собственников помещений для перехода на «прямой договор» с РСО на оплату коммунальных услуг?

С 3 апреля 2018 года у собственников жилья в многоквартирных домах появилась новая возможность перейти на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями на оплату коммунальных услуг по решению общего собрания собственников. Для этого статья 44 Жилищного Кодекса РФ о компетенции общего собрания собственников была дополнена частью 4.4.

На таком собрании за переход на «прямые договоры» собственники должны проголосовать простым большинством. При этом собираться по этому вопросу они могут сколько угодно раз.

Первый, второй и третий вопросы повестки стандартны и обязательны для каждого собрания в силу требований приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр. Это выбор председателя, секретаря и счётной комиссии собрания.

Четвёртый главный вопрос собрания о переходе на «прямые договоры», нужно сформулировать точно в соответствии с пунктом 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ – «заключение собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договора (напишите услугу) с ресурсоснабжающей организацией».

Обязательно укажите в четвёртом вопросе, с какого числа какого месяца будет заключаться такой договор. Часть 7 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает, что такую дату собственники могут определить в своём решении на собрании.

Принятое решение потребует внесения изменений в договор управления МКД с момента перехода на прямые договоры, поскольку после перехода на прямые договоры часть обязанностей управляющей организации из договора управления прекращается.

Последний вопрос, который нужно включить в повестку дня, – о порядке доведения до сведения собственников итогов голосования. Этот вопрос также, как и первые три, обязателен для всех собраний, согласно части 3 статьи 46 ЖК РФ.

Если инициатором собрания был собственник, то он в течение 10 дней передаёт подлинник протокола в управляющей организации, а управляющая компания с момента получения этого протокола в пятидневный срок направляет его в жилищную инспекцию. Если инициатор – сама управляющая компания, то она в течение 5 дней отдаёт оригинал протокола в инспекцию.

В эти же сроки – 10 дней для собственника и 5 дней для управляющей компании – инициатор собрания передаёт копию протокола со всеми решениями в ресурсоснабжающую организацию.

После того, как собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, РСО не может отказаться от заключения договора, если только не придумает какой-либо формальный повод.

Что может быть таким поводом? Из практики это: неверно сформулированы вопросы в повестке общего собрания, неверно заполнены бюллетени для голосования (отсутствуют обязательные реквизиты для заполнения), в документах имеются не оговоренные исправления, отсутствуют приложения к протоколу общего собрания, указанные в приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр.

Отказы по таким основаниям являются необоснованными и при таких случаях необходимо обращаться в контролирующие органы: прокуратуру, госжилнадзор, федеральную антимонопольную службу, дождавшись официального отказа.

С требованиями приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Кто должен вводить индивидуальный прибор учета в эксплуатацию, к кому обращаться после установки прибора учета, что бы показания прибора учета принимались к расчетам?

Ввод установленных приборов учета в эксплуатацию осуществляется в соответствии с пунктами 81-81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от  06.05.2011 № 354.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

— сведения о потребителе (для физического лица — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

— предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

— тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

— сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

-показания прибора учета на момент его установки;

— дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Может ли использоваться жилое помещение для иных целей, кроме проживания?

Согласно общим положениям Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25, жилое помещение предназначено для проживания граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан.

К систематическому нарушению прав и законных интересов граждан с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 ЖК РФ следует отнести неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями.

При этом, согласно статьи 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями предусмотрена частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

 В случае неполной оплаты коммунальной услуги какой порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги?

В соответствии с требованием пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Ответственность за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа.

О новом порядке начисления платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в 2017 году.

Вопрос:
— Кто оплачивает административные штрафы, предъявляемые управляющим компаниям органами жилищного надзора?
Ответ:
Управляющая компания по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли. Оплата административных штрафов осуществляется за счет получаемой ею прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Тариф на текущее содержание и ремонт, предложенный управляющей организацией и утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, помимо статей на жилищные услуги содержит статью «Управленческие расходы». Данная позиция подразумевает получение управляющей организацией части денежных средств, вносимых собственниками помещений, которая может расходоваться организацией на различные нужды.
Таким образом, оплата административных штрафов осуществляется из денежных средств, имеющихся в распоряжении управляющих организаций. При существенности суммы штрафов на их уплату отвлекаются оборотные средства, однако это не является основанием для изменения собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Вопрос:
— Являются ли общим имуществом многоквартирного дома транзитный трубопровод в подвале жилого дома и врезки наружных сетей на сторонние объекты (вопрос по обслуживанию и содержанию транзитного трубопровода)?
Ответ:
В соответствии с пп. д) п. 2 Правил № 491, п. 1 ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, а также п. 5, п. 6 Правил №491, к общему имуществу многоквартирного дома относятся внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, водоотведения, отопления, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Следовательно, если в подвале многоквартирного дома проходит транзитная сеть – трубопровод, используемый не только для транзита (транспортировки) по нему определенного ресурса в другой дом, но и для обслуживания более одного помещения в данном многоквартирном доме, то по нашему мнению, такую транзитную сеть следует отнести к общему имуществу собственников помещений обслуживаемого многоквартирного дома в границах, установленных в соответствии с п. 8 Правил № 491, если соответствующая сеть не принадлежит на праве собственности (хозяйственного ведения и т.д.) ресурсоснабжающей организации.
Если же транзитная сеть, проходящая через подвал многоквартирного дома, используется исключительно для целей транспортировки по ней ресурса на другой объект (следующий многоквартирный или иной дом), то такую сеть нельзя отнести к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, через который она проходит, поскольку основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ), что подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2009 г. № Ф09-2962/09-С6 по делу № А71-053/2008-Г10.
Соответственно данные сети должны находиться в собственности (или на ином праве) ресурсоснабжающей организации (далее – РСО). В этом случае РСО будет ответственной за техническое состояние этих сетей и их исправность. А собственники помещений многоквартирного дома, через который проходит транзитная сеть, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей РСО к транзитным сетям.
В любом случае, при наличии такой ситуации, всем заинтересованным лицам необходимо документально оформить полномочия и вопросы ответственности по состоянию и функционированию транзитных сетей в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов.

Вопрос:
— Относятся ли балконы, включая их ограждения, а также лоджии к общему имуществу многоквартирного дома?
Ответ:
Балкон – консольно-балочная система, состоящая из несущей конструкции (балконной плиты) и ограждения (перил). Лоджии, в отличие от балконов, по боковым сторонам ограждены стенами, и могут быть как встроенными в объем здания, так и выносными. Согласно пп. «в» и «г» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются:
— все плиты балконов в многоквартирном доме, так как балконные плиты являются ограждающими несущими конструкциями многоквартирного дома (пп. «в» п. 2 Правил, Определение ВАС РФ от 23.08.2010 № ВАС-11344/10 по делу № А43-33634/2009-1-646);
— окна и двери балконов из помещений общего пользования (лестничных клеток, общих коридоров), так как окна и двери помещений общего пользования относятся к ограждающим ненесущим конструкциям многоквартирного дома, обслуживающим более одного жилого и (или) нежилого помещения (пп. «г» п. 2 Правил);
— перила балконов, выходящих в помещения общего пользования, поскольку такие перила относятся к ограждающим конструкциям многоквартирного дома, обслуживающим более одного жилого и (или) нежилого помещения (пп. «г» п. 2 Правил).
Под перилами балконов понимается их предохранительное (вертикальное) ограждение.
Что же касается ограждений балконов (лоджий), относящихся к конкретному жилому (нежилому) помещению, а не к помещениям общего пользования, то Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, относятся ли такие ограждения к общему имуществу собственников помещений в многоквартирного дома. При этом в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2011 по делу № А31-2718/2010 содержится вывод о том, что балконный экран лоджии относится к ограждающей ненесущей конструкции и является общим имуществом, что следует из положений пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 3.5.8, 4.2.1.5, 4.2.4.1, 4.2.4.2 Правил № 170.
Если исходить из того, что перила (ограждения, экраны) лоджий и балконов относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, то обязанность по их содержанию возлагается на управляющую организацию (при её наличии и при заключении с ней договора управления многоквартирным домом), что не противоречит также и п. 15 Правил.
Таким образом, на сегодняшний день можно однозначно утверждать, что плиты балконов (лоджий), а также внешняя стена, к которой данные балконы примыкают, относятся к общему имуществу многоквартирного дома. По поводу перил (ограждений, экранов) балконов (лоджий), выходящих в конкретное жилое (нежилое) помещение, однозначного указания Правил не содержат, но из приведенного мнения ФАС ВВО, Правил № 170, можно сделать вывод о возможности их отнесения также к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Все остальные балконы в многоквартирном доме (с выходом в помещения общего пользования), а также перила, окна и двери этих балконов, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Вопрос:
— К какому виду ремонта (текущему или капитальному) относятся работы по замене оконных рам на пластиковые в местах общего пользования? Управляющая организация отказывается включать работы по замене оконных рам, предложенные инициативной группой собственников в рамках программы повышения энергоэффективности дома, в перечень работ по текущему ремонту.
Ответ:
Перечень работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома утверждается решением общего собрания собственников. Управляющая организация не обязана и не вправе по письменному обращению отдельных собственников в рамках договора управления добавлять и (или) изменять утвержденный собранием собственников перечень и объем работ.
Согласно п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила № 491), текущий ремонт общего имущества «проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих конструкций, лифтов)». Капитальный ремонт общего имущества согласно п. 21 Правил № 491 «проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования)».
Как видно из назначения проведения работ замена оконных рам относится к капитальному ремонту. При этом необходимость замены элементов общего имущества МКД определялась на момент утверждения Правил № 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170), прежде всего их физическим износом, а не требованием повышения энергоэффективности здания, которое было сформулировано позже в Законе № 261-ФЗ.
Таким образом,
— если замена оконных рам производится с их физическим износом – такие работы относятся к капитальному ремонту и финансируются за счет платы за капитальный ремонт общего имущества;
— если замена оконных рам производится не в связи с их физическим износом, а в рамках проведения энергоэффективных мероприятий, то такие работы могут выполняться в рамках работ по содержанию общего имущества в соответствии с пп. «и» п. 11 Правил № 491 или работ по текущему ремонту общего имущества в соответствии с пп. «з» п. 11 Правил № 491.

Вопрос:
— В квартире соседей прописан один человек –хозяйка квартиры. Фактически проживают три человека. С сентября по июнь в квартире живут два родственника-студента, которые прописаны в сельских населённых пунктах. Индивидуальные приборы учёта в квартире не установлены. Каким образом необходимо производить начисление за коммунальные услуги?
Ответ:
Согласно новым Правилам, размер указанной платы рассчитывается с учетом постоянно и временно проживающих граждан. При этом, в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (п. 56 Правил). В силу подп. «з» п. 34 Правил обязанность уведомлять исполнителя о временно проживающих в помещении гражданах лежит на потребителе.
До 27.04.2013 Правила не содержали положений относительно порядка установления факта временного проживания в жилом помещении граждан. На практике исполнители коммунальных услуг составляли акты о выявлении фактического числа проживающих граждан и начисляли плату исходя из полученной в ходе проверок информации.
Пунктом 56 Правил, введенным в действие с 27.04.2013 постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», предусмотрен порядок составления исполнителем коммунальных услуг акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива.
В течение 3 дней со дня составления акт направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
При этом сам по себе этот акт не является основанием для начисления платы исходя из фактического количества проживающих в помещении граждан, а рассматривается лишь как повод для уполномоченных лиц к возбуждению дела об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). В силу п. 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ.
Таким образом, с 27.04.2013 основанием для начисления платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из фактического количества проживающих в помещении граждан является протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ, составленный уполномоченным органом в установленном порядке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: